Теоретическая и прикладная философии
1
Не бывает человека вообще - есть определенная форма человека
- мужчина, бабуля, генерал, рабочий. Нет мышления вообще - есть определенные
формы мышления (в восприятиях, представлениях, рассудочное, разумное). Каждый
отдельный человек является носителем каких-то форм мышления. Каждая форма
появлялась как результат расширения практического опыта человечества и
осмыслялась в соответствующей философской системе.
Каждая новая форма мышления обнаруживается, изучается
и сдается в социальную эксплуатацию посредством деятельности, именуемой
«чистая» или «теоретическая» философия.
В ходе исторического процесса постоянно возникает
необходимость привести старое философское выражение определенной формы мышления
в соответствие с новой реальностью. Это интеллектуальное сопровождение
философских систем выполняется посредством деятельности, именуемой «прикладная»
философия.
Мы, поэтому, встречаем множество философий
позитивистского толка, обслуживающих научное (рассудочное) мышление, множество
философий экзистенциальных оттенков, обслуживающих религиозно-художественное
мышление и т.д.
Но «чистая» философия всегда одна. Она исследует
налично данные историческим моментом предпосылки новой формы мышления, изучает
и пропагандирует ее, доводит ее до формы, пригодной для интеллектуального
потребления.
Вывод: современная форма философской мысли в виде
множества прикладных философских
систем - неизбежна.
Наиболее часто и наиболее остро необходимость
пересмотра отношения конкретных форм мышления к конкретным формам бытия
возникала в ХХ веке. Философы-«прикладники», как никогда, востребованы
огромными социальными группами, они - на виду, их работа хорошо оплачивается,
их авторитет велик.
Философ-«теоретик»,
напротив, абсолютно одинок. Он пребывает в глубинах Духа, которых еще никто не
достиг. Он, овладев всеми уже известными формами мышления, уходит за их
пределы. Его работы совершенно непонятны и неизвестны. В лучшем случае, два-три
ученика - его «община». Он вынужден зарабатывать себе на жизнь каким-нибудь
посторонним делом, что не позволяет ему сосредоточиться полностью на решении
философских проблем.
2
Итак, непонимание различия между «чистой» и
«прикладной» философиями, отсутствие на интеллектуальных рынках «теоретиков» и
засилье «прикладников» - нередко крайне сомнительного качества - приводит к
непониманию, размытию самого предмета философии. Появляются «философии
программирования», «философии извлечения мух из компота» и т.п.
Предмет
философии - мышление, его формы,
генетическая связь этих форм, процессы порождения одних форм другими, одним
словом - мышление и его эволюция.
Конечно, мышление может быть предметом и других, нефилософских, рассмотрений.
Но однозначно: все, что не имеет своим предметом мышление и способы его
функционирования, философией не является.
Каждая форма мышления вырабатывает свой взгляд на
наиболее общие закономерности внешнего мира, самого себя, человека и его место
в мире. Философия изучает, конечно, не только сущность конкретных форм
мышления, но и те закономерности, которые управляют формированием
мировоззрения, изучает формы мышления со стороны их явления.
3
По поводу Рассела и Кантора.
Прикладная философия должна брать уже найденные ранее
предпосылки мышления в той его форме, которую она берет на обслуживание, и
строго придерживаться их. Бертран Рассел - прекрасный пример такого
прикладника-философа. Георг Кантор же видел философские проблемы математики
изнутри математики, как математик. Так же, как Чайковский видел философию
изнутри музыки. Или Гюго - из литературы. Кантор - не философ, хотя,
безусловно, в философии разбирался лучше "советских" философов.
Таким образом, я веду речь о двух различных, даже
противоположных, формах философии. Прикладная - Витгенштейн, Рассел, Сартр,
Камю и т.д., и теоретическая - Платон, Аристотель, Кант, Гегель.