««  О  »»

 

 

Комментарии к идее различия.

 

Изучая научное мышление (мышление в конечных понятиях), мы обнаруживаем любопытный факт: можно формализовать отношение тождества (эквивалентности), но нельзя формализовать отношение различия. Его можно определить лишь через отрицание тождества. Это - следствие указанного еще Спинозой факта, что различие есть форма противоречия.

Имеет ли отношение к мышлению противоречие вообще и различие, в частности? И является ли оно столь уж важным? Безусловно, да. И да.

Всякий продукт мышления в понятиях в простейшем (элементарном) виде имеет форму суждения. Суждение, содержательное суждение (вроде «Сократ есть философ») имеет структуру «Субъект есть Предикат», или, более обще: «Нечто есть Другое», «А есть не-А».

Суждение «А есть А» бессодержательно. Содержательность обретается лишь благодаря внесению в него различия, противоречия.

Итак.

«Нечто есть Другое». Утверждается, что Нечто не есть Нечто, что оно - своя противоположность, Другое. Поэтому это суждение говорит нам, что оно построено неправильно и требует сделать его тем, что оно есть по своей высказанной сути, а именно:

«Другое есть Другое». Теперь все хорошо, А есть А. Но теперь высказывание становится полной противоположностью себе в себе. Ведь высказывается, что Другое - совсем не Другое, а как раз, Другое самого себя, Нечто. Если Иванов - другое Петрова, а Петров - другое Иванова, то другое другого Иванова есть сам Иванов. Поэтому наше высказывание снова недовольно своей формой, и требует ее изменить:

«Другое есть Нечто». Мы вернулись в начало с точностью до наоборот. Теперь Другое перестало быть самим собой, оно стало Нечто. Мы снова в затруднении.

«Нечто есть Нечто». Наконец-то все успокоилось, А есть А с полной внутренней согласованностью и тождественностью.

Тем самым, всякое единичное содержательное суждение логически содержит в себе пару противоположных всеобщих определений. Со стороны субъекта:

«Нечто есть Другое», а также «Нечто есть Нечто».

Со стороны предиката:

«Другое есть Нечто» и «Другое есть Другое».

Не будем разбираться здесь с этой ситуацией, но заметим что именно различие, противоречие играет ключевую роль в мышлении в понятиях, и, в то же время, понимание природы противоречия крайне сложно. Оно требует новой формы мышления. Мы должны научиться мыслить противоречие адекватным ему образом, т.е. противоречиво.

Философия в принципе есть противоречие, есть рассмотрение мышлением, как субъектом, себя, как объекта, есть объективный идеализм. Философия невозможна без этого саморазличения мышления в мышлении, без противополагания себя себе. Критики гегелевской философии, видя противоречивость его мышления, делают вывод,что он мыслит «как попало». Вопрос на засыпку: так кто же «как попало» мыслит? Гегель или критики?

 

   О  

 

Hosted by uCoz